chibaf

 

T.K. Chiba, 8th dan, Shihan

The Chief Instructor of San Diego Aikikai, which is the headquarters of the United States Aikido Federation Western Region and is affiliated with Aikikai Hombu Dojo, Tokyo, Japan.

Хотя каждый шихан по-своему уникален, все они олицетворяют собой дух Основателя. Из всех самым загадочным и не похожим на остальных является Чиба Сэнсэй. Чиба Сэнсэй является не только мастером Айкидо, но также еще адептом искусства японского меча Йайдо и последователем Дзэн. Его занятия разительно отличаются: периоды длительных медитаций и духовной дисциплины для развития правильного дыхания и постоянного состояния сознания; кровавые подтеки на татами и одежде учеников от строгих тренировок, иногда сопровождающиеся вывихами и переломами.


Для многих кто знаком с этим мягким искусством покажется странным физический и философский подход Мастера Чиба - воина "боевого" Айкидо (как он сам его называет).


Что отличает Айкидо Мастера Чиба от популяризированных концепций этого искусства это его особое внимание на физический аспект тренировок. По мнению Чиба Сэнсэя отрицание силы и физических возможностей сильно уменьшает реализм этого искусства. По его мнению, достижение самых высоких вершин в духовном развитии возможно только при использовании силы и реализма, как основы. Хотя Айкидо делает упор на духовное развитие, оно в тоже время не уделяет достаточного внимания физическому развитию. Это популярное заблуждение об Айкидо, которое Чиба Сэнсэй пытается изменить. С точки зрения традиционного японского Будо сила не является главным, однако, сила является неотъемлемым элементом Будо - объясняет Чиба Сэнсэй. Полностью отрицая силу, мы рискуем отказаться от процесса при достижении цели, точно также отрицая часть для достижения целого. В конечном итоге это может привести к нереальному, несбалансированному, нединамичному пониманию Будо.

chiba sensei 3Самое главное для Чиба Сэнсэя это гармония и баланс между телом, духом и силой. "Опасность полного отрицания силы заключается в том, что это может исключить жизненную необходимость в развитии физических возможностей, так как сила и физические возможности взаимозависимы. Более того, развитие физических возможностей может открыть путь к духовному развитию, которое является наиболее важной частью японского Будо.

По мнению Чиба Сэнсэя отказ от силы при развитии "духовной" или "Ки" энергии это нереальный и отрывочный подход. Подход должен быть общим и брать в расчет дух и тело как целое, неделимое. Эго должно быть разрушено для освобождения истинной природы, для духовного освобождения, для единения с Вселенной.

chiba sensei 7
Для того чтобы разрушить Эго необходимо выдержать суровые тренировки под руководством Чиба Сэнсэя. Истории об этих занятиях являются легендами в Айкидо и заставляют содрогаться даже опытных айкидзинов. Для учеников "наматывание кругов" на коленях вокруг додзё является обычным делом. В другие разы, их заставляют выполнять удар шомен учи с боккэном около 3000 раз за тренировку. Выполнение этого упражнения длится около 90 минут, после чего ученики не в состоянии поднять бумажный стакан для того, чтобы утолить жажду.

chiba sensei 13
Мастер Чиба не является человеком двойных стандартов. Он верит в суровые тренировки т.к. сам испытал их под присмотром основателя Айкидо Морихэя Уэсиба. Это были тренировки, которые, как он верил, приведут его к духовному просветлению. Чиба Сэнсэй оставался с Основателем до тех пор, пока не достиг просветления. И теперь его тренировки являются повторением инструкций, которые он получал от Основателя.


Во время занятий боевыми искусствами в Японии в течение многих лет не одно искусство или учитель не смогли удовлетворить духовные запросы Казуо Чиба. Чем больше он занимался, тем неопределеннее становилось направление.

956352079

 

Когда ему было 18, произошло событие, которое изменило его жизнь. Однажды в 1958 ему посчастливилось увидеть невысокого старика демонстрировавшего Айкидо. Этим стариком был основатель Айкидо Морихэй Уэсиба. Казуо Чиба увидел в искусстве Уэсиба огромную силу и энергию, которая, что самое парадоксальное, была мирной. Этот контраст восхитил Казуо Чиба.


На следующий день он пришел в додзё Мастера Уэсиба, намереваясь стать его учеником. Мастер Уэсиба в это время преподавал в другом городе и Казуо Чиба был встречен Вака-Сэнсэем (молодым Мастером, которым в то время был Мастер Киссомару Уэсиба). Просьба о принятии в школу была встречена прямым отказом. Он не знал, что для того чтобы приобщиться к Айкидо, нужно было пройти отбор и иметь самые лучшие рекомендации и отзывы. В ответ на отказ Казуо Чиба сел у входа и отказался сдвинуться, пока его не примут. Он решил, что он останется на месте 3 дня, а затем откажется от этой затеи.


Судьба не оставила его и вечером 3-го дня вернулся Основатель. Вака-Сэнсэй доложил ему, что "один ненормальный парень" отказывается сдвинуться с места у входа, пока его не примут в школу. "Приведите его сюда и дайте мне поговорить с ним" - сказал Основатель. Казуо Чиба вошел в дом к Мастеру Уэсиба и вежливо сел в коридоре рядом с комнатой Основателя. Уэсиба приблизился к нему и сказал: "Айкидо очень трудно выучить. Ты выдержишь?". Казуо Чиба поклонился, сказав "да", не осознавая глубины слов Мастера.
С тех пор Казуо Чиба был принят и практически весь следующий год занимался тем, что чистил туалеты, скреб полы, стирал униформу и поддерживал додзё в полной чистоте. Так непривлекательно началось духовное развитие Казуо Чиба.

408359777

Чиба Сэнсэй вспоминает, что очень часто Основатель совершал поездки для тренировок в разных городах. Один из студентов всегда сопровождал его для ассистирования и переноски багажа и оружия. Этот ученик назывался кабан-мочи или носильщик. Чиба Сэнсэй и другие ученики Основателя признают, что это был один из самых трудных аспектов тренировки. Не важно, сколько народу было на улице, Основатель скользил через толпу своей обычной походкой. Кабан-мочи обычно поспевал далеко позади, очень стараясь не отставать, естественно он постоянно получал нагоняи за медлительность и лень.


Очень часто Основатель садился на поезд без билета, оставляя обязанность покупать билеты кабан-мочи. Очень часто кабан-мочи приходилось бежать за отправляющимся поездом по платформе. Обычно эти поездки длились около недели, ко времени возвращения кабан-мочи был уже в полном истощении.


Сам Казуо Чиба однажды был в роли кабан-мочи в поездке, которая длилась 6 недель! Ночи Основатель и Казуо Чиба проводили в разных комнатах, однако, делили одну ванную комнату. Не очень молодой Уэсиба несколько раз за ночь посещал ванну. Для того чтобы попасть туда, он проходил через комнату своего ученика. Казуо Чиба должен был бодрствовать, чтобы приветствовать Основателя и проверять, чтобы в ванне всегда была чистая вода и полотенце, чтобы умыть руки. И это в дополнение к ежедневному ассистированию и тасканию багажа. Сон Казуо Чиба прерывался каждую ночь. Это тоже было частью тренировок, т.к. если бы он не был на стороже даже во сне враг мог войти в его комнату и убить его.

764808551
Для Чиба Сэнсэя учение Уэсиба всегда было системой физического и умственного. Основатель мог прививать своим ученикам такие возможности, которые для других выглядели как сверхъестественные природные таланты. Испытания и лишения, которые перенес Казуо Чиба привели его к духовному просветлению и породили очень теплые отношения учитель-ученик.


В 1966 году Чиба Сэнсэй был послан в Англию для преподавания и развития там Айкидо. В течение 10 он основал Айкикай Великобритании, которое сейчас насчитывает более 2,000 учеников. Один ученик, который пришел в додзё Чиба Сэнсэя из другой школы исключался 3 раза, но постоянно возвращался, чтобы спросить разрешения на продолжение тренировок. Сейчас это очень хороший мастер, который является техническим советником Айкикай Великобритании.


В 1972г., по приглашению Чиба Сэнсэя (который был тогда Техническим Директором Айкикай Великобритании), прибыл в Англию и стал его помощником Канэцука Сэнсэй. Несколько лет спустя Канэцука Сэнсэй открыл свое додзё, которое получило имя "Рюшинкан". После возвращения Чиба Сэнсэя в Японию, Канэцука Сэнсэй стал его приемником на этом посту.


Чиба Сэнсэй вернулся в Японию в 1976. Он возобновил преподавательскую деятельность в Мировой Штаб-квартире Айкидо и проводил семинары по всему миру, акцентируя свое внимание на США, особенно на Гавайи и западное побережье. Во время отсутствия Чиба Сэнсэя Япония сильно изменилась. Айкидо также стало сильно отличаться от того, чему учил Основатель. В результате популяризации, Айкидо из искусства для избранных воинов превратилось в популярное единоборство.

553412958Чиба Сэнсэй не мог смириться с этими изменениями. В возрасте 36 лет он решил посвятить себя спартанскому существованию. Он уехал в деревню, где занимался сельским хозяйством и Дзэн медитациями. Для того чтобы содержать семью он продал все свое имущество, включая драгоценный самурайский меч. Через 2 года он вернулся в город и продолжил преподавание Айкидо. Затем он принял приглашение о переезде в США для постоянного преподавания там. В том же году его семья обосновалась в небольшой квартире в Сан-Диего, где Чиба Сэнсэй сразу же основал додзё.


Сейчас трудно найти мастера с таким же опытом как у Чиба Сэнсэя, который бы жил такой же спартанской жизнью и тренировался также сурово, как это делает Чиба Сэнсэй. Кажется, Чиба Сэнсэй сохраняет тот воинский дух, который по большей части потерян в наш век современных технологий и массовой культуры. Он - воин, который возможно живет не в то время. Когда Чиба Сэнсэй демонстрирует свое искусство, вы можете косвенно видеть влияние первой его встречи с Основателем. Он воплощает "боевое" Айкидо. Можно даже услышать эхо слов Основателя: "Айкидо очень, очень жесткое. Ты вытерпишь это?".

853885829


По стандартам Чиба Сэнсэя, его обучение еще не закончилось. По окончании занятий он подтыкает хакаму и встает на корточки, чтобы вместе с учениками отскребать пол додзё, точно также, как он делал в 1958 году, когда впервые занялся Айкидо. Обычное задание по очистке превратилось в благородное действие по духовному очищению. Необходимо вспомнить слова первого патриарха Дзэн в Японии Догэна: "Практика и просвещение это одно и то же действие". Очищается не только пол, но и тело и дух.


По словам Основателя: "Айкидо это misogi-wasa, искусство очищения". Айкидо стало искусством очищения души. Отрицание эго также заключено в искусстве.


В Дзэн необходимо исключить эго для достижения истинной природы и духовного сознания. Это цель любого боевого искусства, включая Айкидо.


По словам Чиба Сэнсэя: "Воинские искусства стали способом самоутверждения, что является заблуждением. Настоящее боевое искусство это самоотречение, которое приводит к истинной природе. Это обнаружение своей истинной природы приводит к единению с природой вообще, когда становится понятно единство и гармония всего живого. Это наполняет человека силой и спокойствием".
"Это моя вера, - говорит Чиба Сэнсэй, - что Айкидо это продукт человеческой мудрости несущий в себе яд и сильное лекарство; секрет создания и разрушения; жизни и смерти, а не чудо. Необходимо стать осведомленным обо всех сторонах реальности и воспринимать ее как необходимое требование для постижения истины".

chiba sensei 5
"Тот, кто ищет наслаждения без боли, кто видит только красоту без уродства, кто смотрит только на создание, а не на разрушение, кто получает, не давая взамен, кто молится о перерождении без смерти никогда не познают истину". 


Это "боевое" Айкидо Чиба Сэнсэя.